ФЭНДОМ

Нэрвийско-Вандалигоранская Война или же Северный Поход — война Нэрвийской Империи и Вандалигорана, произошедшая в 1881 году, спустя три года после основания Анти-Нэрвийской Коалиции.

Хотя война де-факто, окончилась через 6 месяцев после её начала, полностью сломить вандалигоранцев удалось только через ещё полгода. Одна из самых известных компаний Йарнега Оунсена.

История

Предпосылки

Вандалигоран с самого появления Нэрвийской Империи, старался сохранять нейтралитет по отношению как к самой Империи, так и даже к появившейся коалиции. Однако одно его кое-что напрягало: общая граница с Нэрвией. Дабы не допустить внезапного нападения, вандалигоранцы очень хорошо укрепили свою, так называемую, "Линию Архайля" (в честь вандалигоранского фельдмаршала, Архайля Тункенера), которая растянулась начиная с самого мирового океана (ибо Нэрвия держала Вукипед под своим контролем), до Викирийского Моря (ибо Нэрвия имела и часть северной Фнавикии). Это напрягало и Нэрвию, которая опасалась, что Вандалигоран может нанести внезапный, удар.

А ещё шпионы Нэрвии (за неделю до войны) выяснили, что оказывается, Вандалигоран идёт на уступки с Коалицией: он занимал очень выгодное положение, он был богат на ресурсы, да и в целом, имел приличную армию (уже третья по счёту война за независимость от Викирии сделала его армию едва ли не равной Викирии!), так что если Вандалигоран вступит в коалицию, это очень сильно ударит по Нэрвийской Империи, позволяя её ещё долгое время держать, не пропуская её никуда дальше. Тогдашний презизенд Демократического Вандалигорана, Нартэн Ольсайн, обговаривал с Арманом I пакт на дальнейшее вступление в коалицию... через 2 года! Но время у Нэрвии пока ещё было.

Посему, собравшись на едином собрании, Гент IV вместе со своими подчинёнными обговорил план по поводу Вандалигорана. Главным инициатором "Северного Похода" (так прозвали его в кругах нэрвийских военных), стал никто иной, как сам Йарнег Оунсен. Он согласился с планом, что надо что-то предпринять с Вандалигораном. Он предложил самый простой вариант: захват и установление некой "Северонордлингской Унии", объединяющей в лучшем случае, весь север Рувикии, которая Нэрвия только может взять. Оунсен прекрасно знал про крепкую "Линию Архайля", однако он уже имел на эту линию свою тактику. Он должен был захватить Вандалигоран через 2 года, иначе все труды бы пошли напрасно. Время нельзя было терять напрасно.

Подготовка к войне

Но для начала, Йарнегу нужен был план, который бы позволил прорвать линию обороны Вандалигорана. Он прекрасно знал, что морская линия также охраняется хорошо, поэтому не получится сделать высадки. Шпионы доложили фельмадшалу про то, что в рядах Вандалигорана, некоторые военные чины были за союз с Нэрвийской Империей: по их мнению, это был верный шанс сделать их страну великой. Йарнег смог договорится о встрече с некоторыми из них. В частности, с вандалигоранским фельдмаршалом Ольштоном Фонзином. Вместе с Йарнегом, они обговорили план, а также Ольштон привёл ещё некоторые данные по поводу дальнейшего штурма.

Благодаря Фонзину, Йарнег узнал, что если Нэрвия всё-же решится и объявит войну Вандалигорану, за него тайно вступится Анти-Нэрвийская Коалиция. Ольштон даже привёл Йарнегу специальные документы про это. Также, велика вероятность ленд-лиза с Викирией. Фонзин заметил, что не стоит недооценивать "Линию Архайля", ибо она сможет даже по самым пессимистичным прогнозам, сдерживать натиск Нэрвии около 4 лет! И её прорыв будет стоить Нэрвии сотни тысяч солдат, если не миллионы. Но и у этой линии есть свои слабые места, а также недостатки, которые помогут прорвать её оборону.

Помимо этого, Фонзин также дал Йарнегу некоторые планы по защите берегов Вандалигорана. Затем Оунсен спросил, не смог бы ли Ольштон поднять в Вандалигоране восстание, дабы на время отвлечь страну на себя, а в это время, Нэрвия занесёт удар. Фонзин согласился с таким планом, но отметил, что на это нужны усилия и мощная пропаганда. В этом, Фонзину помог Йарнег и политик Тайчайр Двайт, также выступавший на стороне Нэрвии и поддерживающий её во всём. Спустя 2 месяца, всё было уже готово. Восстание уже может начаться в любой момент, в какой Йарнег пожелает. Но ему нельзя было терять время, и он отдал приказ уже через пару дней после информации о полной готовности...

Вторжение

И восстание действительно началось. Преимущественно, на юге страны, где восставшие под руководством Ольштона и Тайчайра смогли занять полностью Хлайталскую и Аузланскую области, чем вынудили большую часть сил вандалигорана перенаправить на фронт к восставшим. Поскольку они не знали, что Нэрвия держала войска недалеко от их укреплений, они бросили около 80% всей своей армии на поддавление восстания. В это же время, Йарнег Оунсен, обладая информацией про состояние войск на "Линии Архайля" и побережной линии Вандалигорана, вторгся в последний без объявления войны, чем заставил вандов сражаться, грубо говоря, на два фронта.

Атаковали нэрвийцы со всех сторон, но преимущественно, в Марагаранскую и Крамовскую области, благодаря чему, успешно наступали и спустя уже две недели имели с восставшими общую границу. В это же время, к нэрвийцам подошло подкрепление: Рандайл Жорхэн, известный вукипедский генерал, славившийся своей жестокостью и хитростью. Именно Рандайл помог нэрвийцам окончательно прорвать "Линию Архейля", начав захват Паранайской и Иамурской областей. Однако после, основные силы вандов, отозванные от поддавления восстания, снова прибыли на фронт с Нэрвией. Прорваться было трудно, а восстание также начало постепенно, сдавать свои позиции.

Зная, что без контроля мирового океана не обойтись, Йарнег просит Вилля Мардьена вмешаться и зачистить океан от кораблей вандов. Вилль согласился, в итоге выйдя в морскую баталию с Вандалигораном. Мардьен, конечно-же, выиграл все важные морские бои, но в пылу сражения, он заметил, что в вандалигоранских рядах, были корабли Викирии... и Коалиции, а это могло означать только одно. Он немедленно сообщил про это Йарнегу, который от своих шпионов в этот момент также узнал, что Анти-Нэрвийская Коалиция с Викирией узнали про войну Вандалигорана и Нэрвии, посему, решают поддержать первого, путём ленд-лиза (Викирия) и добровольцами (Коалиция).

Тем же временем, восставшие вандалигоранцы начинали пополнять свои ряды с захваченных областей. Они решаются на очень смелый шаг: они атакуют хорошо укреплённую со всех сторон Расскроун и Расскроунскую область. Имея хорошее снабжение с Нэрвией, повстанцы смогли спустя месяц пробить крепкую линию обороны Расскроунской области, идя дальше. Они смогли взять столичный город в блокаду, однако на помощь осаждённым прибыл фельдмаршал Анти-Нэрвийской Коалиции, аскривикиец Джулес Венсан. Он смог снять блокаду с города, отбросив на время силы повстанцев, однако он понимал, что в любом случае, они возьмут область: Нэрвия бросает большие поставки повстанцам. И спустя ещё месяц, столичный город во второй раз взяли в блокаду, однако Джулес не смог помочь осаждённым (пребывая на фронте с Нэрвией), поэтому, город взяли, а следом за ним, пала и вся область.

Прибрежная зона и океан оказались зачищены, хотя в некоторых районах океана и шли крупные стычки с кораблями Коалиции и Викирии. Узнав про это, Йарнег думал отправить часть своих дивизий на морские высадки в Кталхонскую и Злаенскую области. Он даже практически это сделал, но до него дошла новость, что его опередили. Оказывается, Вилль Мардьен подключил в войну другого фельдмаршала: Уаллиса Харденрайта, с которым он очень часто обговаривал стратегию морских высадок и вообще вёл с ним дружбу. Высадки были осуществлены через день после того, как Йарнег узнал про это. Сразу-же начался прорыв прибрежной линии Вандалигорана. В итоге, через 2 месяца, Вандалигоран оказался полностью отрезан от моря, лишившись Кталхона и Злаена.

Эвакуация жителей

После этого, Вандалигоран, теснимый сразу с трёх фронтов, начал медленное отсупление. У него под контролем было лишь три области: столичная Оуларенская, Ифрольская и Финранская. Он отрезан от поставок, отрезан от моря и от вообще всего остального. Однако на удивление самой Нэрвии, он продолжал сражаться. Более того, ванды успели во время войны выставить мощную оборону и в этих местах, причём настолько, что это уже можно было-бы назвать переносом "Линии Архайля". В боевых действиях принимал участие сам президент Вандалигорана, Нартэн Ольсайн, вместе с солдатами отражая атаки Нэрвии.

Нартэн понимал, что хоть линия обороны выстроена отлично, нэрвийцы её прорвут... если не хитростью как они сделали, то огромным количеством: у Вандалигорана осталось меньше, чем 690.000 солдат, в то время как у Нэрвии было их едва ли не в три раза больше! К тому-же, у Нэрвии были самые передовые технологии и очень много бронетехники. Вандалигоран конечно-же, имел мощную армию (иначе бы он не получил независимость от Викирии), но он даже близко не мог стоять с империей. Нартэн также понимал, что если пустить Нэрвию на свои территории, то она может провести что угодно. Даже геноцид.

Поэтому был предпринят очень смелый тактический шаг: Ольсайн посоветовался с фельдмаршалами Вандалигорана, прийдя к масштабному и на первый взгляд, безумному плану: ванды со всех сил попробуют взять Расскроунскую область. Это нужно было для того, чтобы вывести большую часть населения Вандалигорана в Викирию. К счастью, тогдашний президент Викирии отнёсся с пониманием к этой ситуации и через своих дипломатов выразил согласие дать вандам жильё и пищу. Дала согласие также и коалиция, а военные попробуют продержаться ещё немного. Если не удастся – возглавить сопротивление.

План был приведён в действие. Ванды смогли на короткий промежуток времени занять весь Расскроун и Рассроунскую области. Началась эвакуация большей части населения, пока военные охраняли область. Вукипедцы и повстанцы сразу-же начали прорывать Рассроун, а Ольсайн, сидевший в окопах, получил серьёзное ранение, из-за которого он не мог сражаться, но мог руководить полем боя. Он приказал сдерживать Рассроунскую область до тех пор, пока не пройдут все желающие на территорию Викирии и Анти-Нэрвийской Коалиции. С огромным упорством и трудом, нэрвийцы прорывали позиции вандов. Едва ли до Ольсайна дошла новость про завершение эвакуации, он тут-же приказал снять с Рассроуна линию обороны и максимально быстро перенести её в Оуларен, и самим туда отступить, т.к. Рассроун им не удержать. Приказ выполнили и потом, Рассроунская Область снова была в руках повстанцев.

Штурм столицы

Milk Я видел вандалигоранца, которого загнали в угол 4 товарища нашей Империи. Его загнали как крысу в угол. В его зелёных глазах горел огонь... жажда мести нам всем. Сжимая покрепче гранату в одной руке, да пистолет в другой, он всех смотрел на нас исподлобья, намереваясь или всех пристрелить, или самому подорваться, дабы не дать себя убить от наших рук. Казалось, он совершенно не испытывал испуга, страха. Он прекрасно понимал, что в любом случае – погибнет. Честно, я редко когда видел такое. Любой загнанный в угол человек, может превратиться в убийцу, если на кону стоит жизнь. Про военных и упоминать не нужно. Milk
Запись одного нэрвийского солдата, страница 21

Йарнег уже не мог ждать. Он должен окончательно сломить позиции вандов. И чем скорее, тем лучше. Поэтому он отдаёт приказ атаковать Вандалигоран со всех направлений. Но основная ударная сила пришлась на столичную Оуларенскую область. Уже уставшие и измотанные ванды отступали вглубь своих территорий, пытаясь оказать хоть какое-то сопротивление, которое Нэрвия поддавляла. Основная часть вандов отошла в главный, столичный город. Какие-то части армии Нэрвии смогли к нему подойти и даже сделать попытку атаки, но тут вандалигоранцы уже сами отбросили силы Нэрвийской Империи, из-за чего последней пришлось немного затянуть операцию со штурмом столицы до тех пор, пока не прибыли другие части Империи.

Окружив столичную область, Нэрвия тем не менее, встречала сопротивление тех горожан, что не пожелали эквакуироваться. Преодолевая территории столичной области, то и дело иногда останавливаясь на особо крупные точки сопротивления. Тем не менее, прибывшая полу-военная полиция Гальстар, смогла на какое-то время поддавить сопротивление. Войска Нэрвии окружили столицу Вандалигорана со всех сторон. Больше половины всего населения города было призвано в ряды армии, хотя Ольсайн всё равно понимал, что больше он не сможет сдержать напор Нэрвийской Империи, что в этот раз, она выиграла эту войну. Полу-раненый, он выбрался с больницы, достал автомат и присоединился к одному из солдат в окопах, в надежде на то, что если он и погибнет, то по крайней мере, погибнет вместе с солдатами.

В это время, Нэрвийская Империя атаковала Оуларен со всех сторон... Оуларенское Сражение хоть и не было одним из самых крупнейших, но уж точно было достаточно крупным и особо жестоким: ванды пользовались каждой хитростью; каждым своим преимуществом; защищали каждый фут своей родной земли. Хотелось также отметить, что тогда в Оуларене была зима. Хоть и поздняя, но зима. Знающие свою местность и пользуясь более лёгким и маневренным снаряжением, ванды значительно превосходили нэрвийцев по множеству пунктов. Разгоревшееся в 18 декабре 1881 года, сражение за столицу завершилось только в 11 февраля 1882 года. Одержав победу и взяв столицу, а заодно, де-юре, и весь Вандалигоран, последний продолжил сопротивление вплоть до 4 марта.

Окончание войны и итоги

Важно отметить – хотя Нэрвия и смогла выиграть в этой войне, во время той-же Оуларенской Битвы, она потеряла в 1.5, а по некоторым оценкам, и в 2 раза больше солдат, чем Вандалигоран. Эта битва научила Оунсена, что нужно давать "лазейку", дабы уменьшить потери от загнанного в угол врага. Нэрвия, державшая вандских повстанцев под своим контролем, выдала им все территории родной же их страны, при этом проведя небольшой раздел территорий между Вукипедским Королевством. Северонордлингская уния стала крайне сильно зависимой марионеткой Нэрвии.

Эвакуированные жители хотели вернуть себе обратно свою страну, поэтому некоторая часть жителей обучилась в Викирии и Анти-Нэрвийской Коалиции (по сведениям Викирии, около 4 полноценных дивизий было составленно из эвакуировавшихся). Часть тех, которая была в самом Вандалигоране, примкнула к сопротивлению, начав партизанство на территории Северонордлингской Унии. И тем-же временем, началась борьба между повстанцами Вандалигорана и нэрвийской полицией Гальстар. Владея некоторыми пограничными зонами, ванды смогли снабжаться Викирией и Коалицией.

Отображение в искусстве

  • Северный Поход – одно из событий в игре Strategis:Nervian Wars, что может произойти, если Нэрвией объявить войну Вандалигорану. Если происходит всё наоборот, то это уже операция "Упреждающая оборона".
    • Есть также в игре индентичная миссия, только она уже выступает в роли как Компании, а не как за Свободную Игру. Есть игра как за Нэрвию, так и за Вандалигоран. Первой нужно захватить его за 2 года, а второму – хотя-бы продержаться столько-же времени, до вступления в коалицию.
  • Эта война входит в дневник одного из рядовых нэрвийцев, где он описывает её как "Северную Войну" или "Сталь против Гордости".
  • Krussader, ковикийская power-metal группа, записала в 1989 году песню "Camping trip on Nordling" (с тесовикийского, "Поход на нордлингов"). Песня посвящена героизму вандалигоранцев в сражениях против Нэрвийской Империи и их успешному сопротивлению, даже после того, как их страну захватили.

Память

  • В честь погибших за страну, в Вандаллигоране, 29 апреля проходят военные парады, на которых участвуют ключевые фигуры Вандалигорана.
    • 4 же марта, отмечается "День Партизана".
  • Нирнвики с 1950 по 1984 года выплатила полностью все убытки Вандалигорану, нанесённый ему ущерб от Нэрвии.

Интересные факты

  • Во время этого похода, Вандалигоран потерял весь свой флот, кроме одного крейсера под кодовым названием "Воитель", который отбился с курса и случайно выплыл из одного морского боя с Нэрвией. После, этот же корабль приплыл к берегам Аскривикии, принимая участие в некоторых крупных морских баталиях Нэрвийских Войн.